Все виды твердого топлива способны удерживать в себе влагу. Различают несколько видов топливной влаги: гидратная, сорбционная, капиллярная, поверхностная. Гидратная вода содержится главным образом в минеральных примесях топлива.
Ее удаление возможно в результате химических реакций. Это возможно при температурах 150–200градусах. Полное выделение гидратной воды может происходить в течение нескольких секунд при температуре выше 700 градусов. Доля гидратной воды в общем содержании ее в топливе составляет несколько процентов.
Наличие сорбционной влаги обусловлено способностью удерживать влагу за счет сил межмолекулярного взаимодействия, которое имеет место как на поверхности, так и внутри топливной массы. Такая влага называется иногда гигроксопической. Капиллярная влага обусловлена пористой структурой топлива.. При соприкосновении топлива с влагой последняя проникает в глубь пор и при наличии достаточной влажности окружающей среды может обеспечить их полное затопление. При выдерживании топлива в атмосфере с влажностью менее 100 % происходит полное испарение влаги.
Вода может проникать не только в поры внутри кусков топлива, но и заполнять пространство между кусками. Влага, накапливающаяся снаружи кусков топлива, называется поверхностной. Длительность существования данной влаги зависит от температуры и влажности окружающего воздуха. Наличие влаги в топливе неблагоприятно сказывается на его технологических характеристиках, снижает тепловую экономичность электростанций. Наличие повышенной влаги в твердом топливе может приводить к потере его сыпучести и к смерзанию, что приводит к трудностям с использованием топлива на электростанциях и в котельных.