Влияние высокого напряжения на человека и окружающую среду

Линии 330, 500, 750 кВ — внушительные и своеобразно красивые сооружения. Глядя на них издали, испытываешь чувство гордости за огромные технические достижения современности. Однако когда подходишь к линии ближе, к этому чувству примешивается внутреннее беспокойство. Линия шумит и потрескивает, коронируя. Непосредственно под линией сверхвысокого напряжения акустический шум достигает 60-80 дБ. На некотором расстоянии от линии шум заметно ослабевает.

Фотография подстанции 500 кВ

Какие предлагаются методы борьбы с шумом? Можно снижать напряженность на поверхности провода, предупреждая коронирование, но это ведет к новым и немалым вложениям средств в провода. Можно расширить зону ограничений. Разумное сочетание указанных методов помогает решить эту проблему.

Коронирующая линия интенсивно излучает электромагнитные волны в широком диапазоне частот от 1 кГц до 100 МГц и более.
При этом в зоне линии нарушается работа приемников, телевизоров и высокочастотная связь. Радиопомехи сильно возрастают во время дождя, туманов.

Линии электропередач проходят по полям и лесам, пересекают дороги и реки. Территории, расположенные под воздушными линиями и вблизи них, очень большие — десятки тысяч квадратных километров. Неужели вся эта земля будет потеряна для хозяйственной деятельности людей? Безусловно, нет! Ходить и работать под линиями все-таки необходимо. Пусть не очень долго и не везде — время и место можно сознательно ограничить, однако находиться под линиями приходится.

До середины 50-х годов вопрос этот почти не обсуждался. Подолгу работая или прогуливаясь под линиями на подстанциях напряжением 3-220 кВ, люди как будто не испытывали никаких неприятных ощущений. Шум от короны во время дождя сливался с окружающим звуковым фоном и особых протестов не порождал. Но вот построили линии и подстанции 500 кВ, и положение резко изменилось. Шум заметно усилился, кроме того, дежурные электрики и ремонтный персонал, которым подолгу приходилось находиться вблизи таких линий или на территории подстанций, начали жаловаться на усталость, ощущение беспокойства, головную боль. Было установлено, что причина этих явлений не только в шуме — влияет электромагнитное поле, и в работу срочно подключились физики и медики.

Безопасное напряжение (напряженность электрического поля) для здоровья человека

Исследования и наблюдения, проведенные в 60-х и в начале 70-х годов, выявили следующее. Человек может без вреда для здоровья работать под линией при напряженностях электрического поля порядка 1-5 кВ/м. Более высокие напряженности, например 20 кВ/м, приводят к появлению и накоплению в организме физиологических нарушений и расстройств. В особенности страдает нервная система. Находиться систематически и подолгу в таких условиях, а тем более работать недопустимо. Кратковременное однократное или периодическое появление в зоне сравнительно высоких напряженностей возможно, но время пребывания должно быть ограничено: при напряженности 15 кВ/м допустимая продолжительность пребывания человека в электрическом поле составляет 1,5 ч, при напряженностях 20-25 кВ/м время сокращается до нескольких минут.

Следовательно, напряженность поля под воздушной линией надо нормировать: большинство специалистов решили, что в местах, где под линией возможно появление людей и животных, она не должна превышать 15 кВ/м. Это мнение было узаконено и стало «нормой».

Фотография подстанции 220 кВ

Отметим еще одно интересное явление, с которым пришлось столкнуться под воздушными линиями и на подстанциях сверхвысокого напряжения. Под линией в области высокой напряженности емкость тела человека непрерывно перезаряжается с частотой 50 Гц. Если обувь изолирующая, то прикосновение к заземленному объекту вызовет разряд этой емкости. Искра и ток могут быть не только неприятными, но даже опасными (при токах свыше 5-10 мА) для человека, Еще опаснее разряд емкости автобуса или автомашины на резиновом ходу через тело человека на землю. Представьте, что автобус остановился под действующей линией сверхвысокого напряжения, а вы пытаетесь в него войти. Возникнет крайне опасная ситуация. Несложные расчеты показывают, что ток, который пройдет через тело в момент (и после) прикосновения человека к ручке двери автобуса, может достигать критических величин. Нельзя автобусу останавливаться под линией, и тем более нельзя в это время входить в него и выходить из него!
А как быть с трактором, вспахивающим зябь, или с любой другой техникой в районе воздушных линий? Совершенно очевидно, что эту технику надо заземлять, а людей, которые на ней работают, обучить специальным мерам безопасности и обязательно оговорить время их пребывания под воздушными линиями или в районе их.

А.А. Марченко, О.В. Микулич, А.Н. Парков

Категории статей

  • Рубрик нет

Аналитика и решения

Задать вопрос

* - поля обязательные для заполнения