Модели организации электроэнергетики

Нарастающая критика неоклассической теории монополии, растущая стоимость продукции естественных монополистов, неудовлетворительная финансовая прозрачность таких компаний обусловили пересмотр места и роли естественных монополистов в экономике. Во многих странах Центральной и Восточной Европы (в том числе и в странах-соседках Республики Беларусь — Польше, Литве, Украине, России) реструктуризация и приватизация коснулись такой системообразующей отрасли, как электроэнергетика.

Для всех этих государств характерен единый подход: разделение существующей вертикально-интегрированной структуры электроэнергетики. Основанием разделения являются фазы производства электроэнергии. Их можно выделить три: генерация, передача, распределение и сбыт. Иногда сбыт выделяют в отдельную фазу. В зависимости от выбора конечной модели организации электроэнергетики конкуренция может возникнуть между компаниями, создаваемыми на базе каждой из этих фаз.

Всего принято выделять три модели:

Модель 1 — закупочное агентство конкурируют только генерирующие компании, которые продают электроэнергию единому покупателю. Системообразующие, питающие и распределительные сети остаются в собственности государства. Суть данной модели — создание экономического механизма и системы стимулов для повышения эффективности генерации электроэнергии.

Модель 2 — конкуренция на оптовом рынке — помимо конкуренции в сфере генерации создается конкуренция в сфере закупки электроэнергии. При этом генерирующая компания имеет право продавать электроэнергию любому закупщику, что подразумевает свободный доступ к системообразующей и питающей сети. Важной характеристикой модели является отсутствие возможности напрямую заключать контракты между генерирующими компаниями и розничными потребителями.

Модель 3 — конкуренция на розничном рынке — в этой модели для генерирующих компаний устраняется ограничение на доступ к распределительной сети и возникает возможность заключения прямых контрактов на поставку электроэнергии конечным потребителям.

А.М. Заборовский

Категории статей

  • Рубрик нет

Аналитика и решения

Задать вопрос

* - поля обязательные для заполнения