Метод руководства и реинжиниринг

По определению, бюджетный метод руководства  предполагает:  совокупность  координированных  предвидений,  дающих,  в  частности,  возможность  заранее  предвидеть  условия, при  которых  будет  осуществляться  деятельность  предприятия,  и  иметь  предварительное представление на будущее  об  основных статьях, входящих в счет прибылей и убытков; систематическое  сопоставление  в  установленные периоды  (обычно  ежемесячно)  результатов, фактически достигнутых в различных областях управления  на  предприятии,  с  запланированными; быстрое сообщение о соответствующем положении не только руководству, но и исполнителям,  непосредственно  отвечающим  за  тот или  иной  участок   работы, спускаясь  при  этом до  относительно  низких  ступеней  управления. То есть бюджет имеет две основные характеристики:  обоснованные  и  координированные предвидения.
К функциям  бюджетирования относятся:  планирование,  коммуникация  и  координация,  ориентация,  контроль,  повышение профессионального уровня менеджеров.
Большинство  предприятий,  применяющих бюджетный метод руководства, делают это исходя  из  совершенно  конкретных  целей,  и  главное преимущество,  которое  их  ожидает  от  использования рассматриваемого метода, оказывается абсолютно различным для каждого из них.

Существует  мнение,  что  бюджет  предприятия  не  имеет  структуры,  определяемой нормативами или стандартами на уровне государственных органов.

Бюджетный метод руководства может быть частичным, т. е. применяться только к какой-то одной  части  деятельности  предприятия. Например,  бюджетный  метод  руководства: производством,  издержками,  запасами  и  др.

При неполном применении бюджетного метода руководства  могут  отсутствовать  или  предвидение,  или  четкая  формулировка  целей,  или корректирующие  мероприятия.  Неопределенность  предвидений  может  относиться  к  ценам на  природное  сырье,  затратам,  связанным  с производством  и  реализацией  продукции,  отпускным  ценам,  уровню  развития  производственно-хозяйственной  деятельности  (масштабу  производства,  объему  выполненных  работ  и  др.), конкурентам и т. д.

В  случае  двух  различных  уровней  деятельности  на  предприятии  целесообразно  разрабатывать  «альтернативные  бюджеты». На предприятиях могут разрабатываться «гибкие бюджеты»,  которые  касаются  только  его  определенных структур и не распространяться на все предприятие.  Изучение  результатов  производственно-хозяйственной  деятельности  предприятия  может  производиться  только  по  бюджетам,  наиболее  чувствительным  к  изменениям.

Применение  бюджетного  метода  руководства  в  полном  объеме  предполагает:  изучение возможностей  деятельности  предприятия в зависимости от внутренних и внешних факторов; определение целей предприятия; координацию работы  предприятия  на  основе  измерения  результатов  его  деятельности  по  выполнению намеченных целей.

Согласно инжиниринг – это технические услуги, необходимые для развития инновационной деятельности предприятия: подготовка технико-экономических  обоснований  и  проектов; консультации;  строительный  и  инвесторский надзор и др. Существуют следующие разновидности  инжиниринга:  консультативный  (consulting engineering) – связан в основном с интеллектуальными  услугами  в  целях  проектирования объектов,  разработки  планов  строительства  и контроля  за  проведением  работ;  технологический (process engineering) – состоит в предоставлении  заказчику  технологии  или  технологий, необходимых для  строительства промышленного объекта и его эксплуатации (договоры на передачу производственного  опыта и знаний) и др.; строительный, или  общий  (constructing  engineering),  –  это  поставки  оборудования,  техники  и (или) монтаж установок, включая при необходимости инженерные работы; финансовый – самая  молодая  и  пока  не  достаточно  изученная область, изменяющая главным образом качество производства и предложения финансовых услуг.

Его суть состоит в создании новых финансовых продуктов  и  услуг,  которые  используются  при распределении  ресурсов,  определении:  рисков, ликвидности, доходов и получении информации в  соответствии  с  финансовыми  потребностями клиентов и изменениями в макро- и микроэкономической ситуации.

По  утверждению,  инжиниринг  бизнеса включает  в  себя  реинжиниринг  бизнес-процессов  и  усовершенствование  бизнеса.  М.  Хаммер  и  Дж.  Чампа  определяют  реинжиниринг  как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в  решающих,  современных  показателях  деятельности  компании,  таких  как:  стоимость,  качество,  сервис  и  темпы».  Мероприятие  по  реинжинирингу  понимается  как  прогрессивное улучшение, являющееся новым для определенной  производственной  (организационной)  системы.  Реинжиниринг игнорирует то, что есть, он нацелен на то, что должно быть. Е. Г. Ойхман и В. М. Попов под реинжинирингом понимают «кардинальное улучшение основных  показателей  деятельности  предприятия путем моделирования, анализа и перепроектирования существующих бизнес-процессов».

Э. А. Уткин считает, что «…реинжиниринг – это  перестройка  (перепроектирование)  деловых процессов для достижения радикального, скачкообразного улучшения деятельности фирмы».
По утверждению В. А. Ирикова, «реижиниринг  –  это  радикальное  перепроектирование бизнес-процессов  предприятий  и  организаций для получения существенных эффектов в снижении стоимости, повышении качества и роста объемов  продаж  продукции  и  оказываемых услуг».

Реинжиниринг  –  это  система,  которая  объединяет  в  единое  целое  все  процессы,  происходящие  на  предприятии,  для  достижения  поставленной  цели  с  использованием  информационных  технологий.  Его  применение  связано  с  уменьшением  затрат  на  протяжении  всего производственного цикла изготовления продукции,  увеличением  дохода  предприятия,  созданием эффективной системы управления им.
Э.  А.  Уткин  считает,  что  в  функции  реинжиниринга  должны  быть  включены  объединение  информационных  ресурсов  структурных подразделений  компании  и  создание  интегрированной  корпоративной  информационной системы  управления,  функционирующей  в  реальном  масштабе  времени,  базирующейся  на объективных  данных  о  финансовых  и  материальных  потоках  по  всем  сферам  ее  производственно-хозяйственной  и  финансовой  деятельности, обеспечивающей общее снижение затрат  и имеющей возможность гибкого реагирования на изменение рыночной ситуации.

Один  из  основателей  современной  теории систем и организаций, предвосхитивший многие особенности  предприятий  нового  типа,  –  русский  ученый  А.  Богданов,  работы  которого  содержат необходимые теоретические предпосылки реинжиниринга.

По мнению ученых-экономистов  М.  Робсона и Ф. Уллаха, «реижиниринг – это создание совершенно  новых  и  более  эффективных  бизнес-процессов  без  учета  того,  что  было  раньше». При этом бизнес-процесс – это  поток  работы,  переходящий  от  одного  человека  к  другому,  а  для  производственных  (технологических) процессов – от одного структурного подразделения к другому.
Существует  множество  определений  бизнес-процессов.  По  утверждению  М.  Хаммера, «…это  –  совокупность  различных  видов  деятельности,  в  рамках  которой  “на  входе”  используется  один  или  более  видов  ресурсов,  и  в  результате  этой  деятельности  “на  выходе” создается  продукт,  представляющий  ценность для потребителя». По утверждению В. М. Попова,  «это  –  логические  серии  взаимозависимых  действий,  которые  используют  ресурсы предприятия  для  создания  или  получения  в обозримом  или  измеримо  предсказуемом  будущем полезного для заказчика выхода, такого как продукт или услуга». Существует мнение, что бизнес-процесс не является действием, реализуемым реально в текущий момент времени,  –  это  всего  лишь  представление  таких  действий.  По  определению  T.  H.  Davenport,  J. E. Short, «…бизнес-процесс это – набор логически  взаимосвязанных  действий,  выполняемых  для  достижения  определенного  выхода бизнес-деятельности».  По  утверждению  W.  E.  Deming,  бизнес-процесс  –  это  «любые виды деятельности в работе организации».

Также  бизнес-процесс  –  это  «систематизированное  последовательное  исполнение  функциональных  операций,  которые  приносят  специфический результат».
Бизнес-процессы  пронизывают  производственно-хозяйственную  и  финансовую  деятельность  предприятия  и  ориентированы  на удовлетворение потребностей рынка. На предприятии  выделяют  следующие  виды  бизнеспроцессов:  основные,  вспомогательные,  обслуживающие, управления.

Известны работы ученых-экономистов Р. З. Акбердина и С. А. Пелиха в области теории бизнес-процессов. По их мнению, в настоящее время существуют в основном следующие подходы  к  реинжинирингу  бизнес-процессов:  революционный,  эволюционный,  эволюционно-революционный. При революционном подходе происходит быстрая и болезненная перестройка старого  экономического  механизма  предприятия  (структуры  управления  предприятием, внутрипроизводственных  отношений,  ведение бизнеса и др.). Эволюционный подход способствует  проведению  реинжиниринга  бизнес-процессов,  способствующих  их  постепенному улучшению  качества.  Эволюционно-революционный  подход  способствует  поддержанию равновесия  между  постоянством  и  новационными предложениями.
В  качестве  инструментария  проведения  реинжиниринга  бизнес-процессов    должны  иметь место логистика и контроллинг.

Категории статей

  • Рубрик нет

Аналитика и решения

Задать вопрос

* - поля обязательные для заполнения