Контроллинг – что это такое?

Под воздействием рыночных отношений подавляющее большинство предприятий тем или иным образом стремится оптимизировать свое финансовое положение, повысить эффективность своей деятельности.

Помочь решить экономические проблемы, рационализировать их затраты должен инструментарий контроллинга, одного из новых и перспективных направлений системы управления экономикой предприятия, ориентированной на выполнение оперативных и стратегических целей и достижение заданных результатов, объединяющей информационное обеспечение, планирование, контроль и анализ.

Важнейшей задачей, вытекающей из поставленных перед предприятием целей, является управление прибылью, поэтому основное внимание контроллинга сосредоточено на затратах, которые классифицируются в зависимости от решаемых задач, их видов,- местах возникновения и принципах управления ими.

В рамках элемента «установление целей» определяются качественные и количественные цели предприятия и выбираются критерии, по которым можно определить степень достижения поставленных целей.

Элемент контроллинга планирование представляет собой превращение целей предприятия в прогнозы и планы. Первое — это анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и опасностей, второе — разработка стратегии предприятия, а затем — план. План позволяет определить, насколько реально достижение поставленных целей, а также узкие и широкие места, не позволяющие или помогающие в достижении целей. Планы разрабатывают как по всему предприятию в целом, так и по каждому подразделению.

Оперативный управленческий учет принципиально отличается от бухгалтерского и позволяет отразить всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия в ходе выполнения плана. Специфика оперативного управленческого учета состоит в том, что он ориентирован на информационные потребности руководства предприятия и подраз- i делений, на поддержку принятия управленческих решений, в то врем* J как результаты бухгалтерского учета предоставляются, прежде всего,^ внешним пользователям — государственным органам, банкам.

Система информационных потоков — важнейший элемент системы контроллинга на предприятии. В теории информации математически доказано, что существует минимальный объем информации, без которого эффективное управление невозможно, и чем более разнообразной может быть реакция объекта управления, тем больше необходимо информации. Применительно к предприятию это означает, что чем более изменчива экономическая среда, чем сложнее внутреннее устройство самого предприятия, тем больше информации нужно для эффективного управления им. Только при условии четкого и слаженного функционирования системы информационных потоков на предприятии система контроллинга может выполнять одну из основных своих задач — обеспечить информационную поддержку управления. Владея необходимой информацией, можно осуществлять мониторинг всей финансово-хозяйственной деятельности: отслеживать протекающие на предприятии процессы в режиме реального времени, составлять оперативные отчеты о результатах работы за различные промежутки времени, сравнивать плановые результаты с фактическими. На основании сравнения делаются выводы о сильных и слабых сторонах, динамике их изменения, о благоприятных и неблагоприятных тенденциях развития внешних условий работы. При изменении внешней и внутренней среды необходимо проверить актуальность поставленных целей и возможность их достижения. Если выявляются отклонения, план действий по достижению целей корректируется.

На основании всей собранной информации в системе контроллинга осуществляется контроль. Разница между контролем и контроллингом заключается в том, что контроль фиксирует и оценивает уже совершившиеся факты в деятельности предприятия, а контроллинг нацелен на перспективу.
В системе контроллинга акценты смещаются с простого фиксирования прошлых фактов в сторону перспективного, опережающего контроля, а также оперативного отслеживания текущих событий; в фокусе контроля оказывается не прошлое, а настоящее и будущее.

Все предыдущие элементы системы контроллинга — от планирования до мониторинга реализации планов — необходимы для обеспечения возможности анализа планов, результатов и отклонений.

В рамках системы контроллинга осуществляется анализ прошлого, настоящего и будущего.

На основе результатов анализа вырабатываются рекомендации для принятия управленческих решений. С учетом уже сложившейся ситуации, а также возможных ее изменений в будущем, с помощью контроллинга определяются альтернативы действий с обязательной оценкой достижения поставленных целей при каждой из них. На основе таких рекомендаций руководитель может действовать осмысленно.

Категории статей

  • Рубрик нет

Аналитика и решения

Задать вопрос

* - поля обязательные для заполнения