В настоящее время большое распространение получила транспортировка жидких и газообразных энергоносителей, таких, как природный газ и нефть, по трубопроводам.
При транспортировке энергоносителей по железной дороге общую массу поездов (либо массу составов) рассчитывают учитывая основное удельное сопротивление, которое входит в сопротивление воздушной среды. Это сопротивление вызывается давлением встречного воздуха о корпус локомотива и вагонов. Оно пропорционально квадрату скорости.
В таблице представлены значения полного удельного сопротивления движению для различных видов транспорта.
Вид |
Ж/д |
Грузовой а/м |
Морской |
Трубопровод D=720 мм |
Авиация |
Скорость движения, км/ч |
8-100 |
8-100 |
1) 8-16 2) 16-30 |
5 |
200-450 |
Сопротивление, кг/кг |
2,5-9 |
9-100 (до 300) |
1)0,4-4,5 2)4,5-30 |
3,5-4,0 нефть 0,03-0,04 газ |
30-90 |
Твердое топливо, если оно обладает большими значениями теплоты сгорания и плотности, целесообразно перевозить на большие расстояния с помощью железнодорожного, автомобильного или водного транспорта. К такому топливу относится высококачественные каменные угли с Qp =30 МДж/кг.