Путевое хозяйство железнодорожной (ж д) инфраструктуры включает несколько структурных подразделений, к которым относятся: ж д путь, производственные и хозяйственные предприятия, путевые машинные станции. Такие структуры обеспечивают непрерывную и регулярную работу ж д линии, проведение текущего содержания и ремонтных работ. Таким образом, увеличивается пропускная способность дороги и повышается качество перевозки. Исправное положение пути оказывает самое главное влияние на степень надёжности движения составов и рациональность эксплуатации ресурсов железнодорожного хозяйства. Отсутствие рисков для окружающей среды и человеческого здоровья является значимым фактором. Путевое хозяйство значимым образом влияет на степень реализации норм процесса перевозки, что определяет его как важнейшую отрасль ж д транспорта. К путевому хозяйству принадлежит более 20 % всех работников ж д инфраструктуры и 50 % капиталовложений железной дороги.
В состав железнодорожного пути входят две структуры:
— верхнее строение;
— нижнее строение.
Верхнее строение дорожной линии состоит из многих элементов, определяет направление и скорость передвижения составов, принимает и переводит силовое воздействие колёсных пар к нижнему строению. Среди составляющих элементов можно выделить шпалы, рельсы, балласт, стрелочные переводы, крепления и т.д. Рельсы совместно со шпалами формируют рельсошпальную решётку. Шпалы углубляются в балласт, который в свою очередь находится на основной площадке земляного полотна – элемента нижнего строения. С помощью точных физико-математических расчётов определяется толщина балласта и расстояние между шпалами. При этом показатели данных величин должны обеспечивать равновесие давления на земляное полотно и упругой осадки. Верхнее строение ж д пути находится под непрерывным воздействием негативных факторов: природно-климатические условия, передвижения составов, человеческий и техногенный факторы. Материалы, которые используют в укладке данной структуры, должны обладать прочностью, устойчивостью и высоким качеством согласно государственным стандартам. Оптимальными считаются материалы с минимальной стоимостью и максимальной эффективностью.
Нижнее строение состоит из земляного полотна и искусственных сооружений. Дорога укладывается на земляное полотно в связи с грунтовыми неровностями самой земельной поверхности. Земляное полотно – это грунтовая укладка, приспособленная для трассирования верхнего строения пути и защищающая его от влияния негативно действующих осадков и подземных вод. Такое строение является крепким и прочным, позволяющим использование механизированной техники. При укладке земляного полотна соблюдаются все технические правила и требования безопасности. Выбирается подходящий грунт и плотно укладывается согласно проектной разработке с отводом искусственных сооружений, увеличением устойчивости откосов насыпей. Искусственные сооружения позволяют прокладывать ж д пути через водоёмы, автомагистрали, горные выступы, овраги, населённые пункты. К таким строениям можно отнести мосты, тоннели, трубы, галереи, переходы.
Железнодорожная линия должна быть работоспособной и находиться в исправном надежном состоянии в любое время года, под действием неблагоприятных климатических факторов. Каждый элемент ж д полотна должен соответствовать техническим требованиям и законодательным нормам, позволяя безопасно передвигаться грузовым и пассажирским составам.