Проверка состояния подшипниковых узлов электродвигателей привода станков-качалок

Визуальные осмотры показали, что среди основных видов повреж¬дений и разрешений поверхности преобладающими оказываются абразивный износ, пластическая деформация поверхностей элементов качения и разрушения вследствие контактной усталости материала.

Абразивный износ поверхностей

Значительное число повреждений относится к абразивному действию механических примесей (пыль, загрязнения в смазочном материале и др.), находившихся в подшипниковом узле, В этом случае образуются неглубокие риски в направлении качения. Такой вид повреждения относится к постепенному приближению к состоянию неработоспособности, т.е. к отказу. При этом-внешние причины, вызывающие абразивный износ поверхностей трения (попадание извне пыли или других загрязнений, а также механические примеси в смазочном масле), на определенном этапе работы подшипникового узла электродвигателя приводят к тому, что продукты износа в виде посторонних примесей, попадающих в смазку, усиливают уже развивающийся процесс абразивного изнашивания.

Подшипники, подверженные такому виду разрушений, приближаются к отказу в основном вследствие достижения предельного зазора в сопряжении.

Пластическая деформация поверхностей элементов качения

Явления «наволакивания» материала, наблюдающиеся в подшипниковых узлах, привадят к отказам, характеризующимся следами переноса материала одного сопрягающегося элемента на поверхность другого. Внешний вид поверхности, где имело место «наволакивание» материала, отличается от обычной, хорошо приработанной поверхности подшипника, если «наволакивание» развилось в достаточно большой степени. Явление, «наволакивания» может быть объяснено «микросвариваниями» на мельчайших неровностях микрорельефа поверхности, которые входят в соприкосновение чаще всего при неблагоприятных условиях относительного проскальзывания, имеющего место в подшипниках качения В течение определенного периода времени эти микроизменения проявляются в макроскопическом объеме, изменяя на отдельных участках поверхности ее микропрофиль. Визуально «наволакивание» определялось местными потемнениями поверхности, появлением шероховатости, а в случаях катастрофического развития процесса имелись явные следы задира, который наступает вследствие резкого увеличения потерь на трение поверхностей, где наблюдается «наволакивание».

Нарушается баланс выделения и отвода тепла на контакте, и если имеет место сильное нарушение равновесия, наступает катастрофическая стадия процесса.

В некоторых случаях, когда воздействие внешних факторов, которые веди к развитию явления «наволакивания» устраняется или снижается, процесс приостанавливается и подшипник продолжает оставаться работоспособным, т.е. процесс «обрывается».

Разрушение вследствие контактной усталости. Этот вид разрушения встречается наиболее часто и проявляется в виде появления на поверхности элементов качения раковин, оспин и т.п. разрушений, характерных для усталостного процесса.

Наблюдаемые характерные виды разрушений на основании имеющихся литературных данных   можно классифицировать по их происхождению. Так, Виднер и Вольф, классифицируя типы повреждений под¬шипников качения в эксплуатации, относят их к двум основным категориям:
1)    разрушения, возникающие вследствие контактной усталости;
2)    разрушения, возникающие вследствие прочих причин.
При этом ученые отмечают, что разрушения, относящиеся к качеству материалов, обработке поверхности, геометрии, повреждениям элементов качения и смазке обычно связаны с контактной усталостью.

Категории статей

  • Рубрик нет

Аналитика и решения

Задать вопрос

* - поля обязательные для заполнения