Топливно-энергетический комплекс представляет собой единую систему добычи, производства топливно-энергетических ресурсов, их переработку, распределения и использования. На развитие этого комплекса расходуется третья часть всех капиталовложений, в ней сосредоточена значительная часть всех трудовых затрат. Современное строительство, насыщенное большим количеством строительных машин, сварочного оборудования, ручного инструмента по потреблению электроэнергии, не уступает промышленному комплексу, поэтому экономия электроэнергии является задачей первоначальной важности. Бережно расходовать сырьё и материалы, сокращать расходы, устранять потери — значит экономить труд миллионов людей и капитальные вложения, увеличивать выпуск продукции и сохранять природу.
Для каждой энергоустановки существует минимальный экономически оправданный уровень технических потерь. Фактический уровень потерь может быть равен или выше экономически оправданного. Неоправданные потери обусловлены несовершенством технологии, которую реализует соответствующая электроустановка, и её загрузкой, а в целом по народному хозяйству ещё и количеством устаревших электроустановок.
Борьба за экономию электроэнергии может быть успешной при решении следующих вопросов: разработка научно-обоснованных норм расхода электроэнергии, наличие приборов учёта электроэнергии, организация периодического обследования электроустановок, своевременное проведение тепловизионного обследования, проведение организационно-массовой работы по экономии электроэнергии, подкреплённое моральным и материальным стимулированием. Немаловажную роль играет также использование технологий или мероприятий, обеспечивающих снижение нагрузки в часы максимальной загрузки энергосистемы.
Одним из важных мероприятий, оказывающих существенное влияние на экономию электроэнергии, является регулярное проведение энергетического обследования, ППР и ТО электрооборудования, особенно электродвигателей. Нерегулярная замена смазки, нерегулярная чистка вентиляционных отверстий и наружной поверхности корпуса приводит к перегреву обмотки двигателей, что, в свою очередь, повышает её сопротивление и способствует дополнительным потерям. Расчеты показывают, что при нагреве обмотки на 50 градусов Цельсия ее сопротивление может возрасти на 15-20 %.